Два дня в Укргосреестре, полдня у нотариуса - новые правила регистрации недвижимости в действии
С 1 января 2013 года в Украине действуют новые правила и порядок регистрации недвижимости. В связи с этим ряд структур, которые занимались регистрацией прав собственности на недвижимость (квартиры, дома, земельные участки, нежилые объекты) заменит Государственная регистрационная служба Украины при Минюсте (Укргосреестр), также эту функцию смогут исполнять государственные и частные нотариусы.
Когда нужно идти к регистратору?
Если объект недвижимости проходит регистрацию в первый раз (вновь построенный объект или если объект был реконструирован), то Государственную регистрацию с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество проводит регистратор Укргосреестра. При этом следует учесть, что в соответствии с приказом Министерства регионального строительства № 658 от 28.12.2012 г. обязательно проводится техническая инвентаризация, исполнителем которой является БТИ. Регистраторы Государственной регистрационной службы также будут проводить регистрацию прав на основании решений органов власти, в частности, на основании решения суда, органов прокуратуры, налоговых органов, органов местного самоуправления, а также регистрации прав, возникших до 1 января 2013 года, которые не были зарегистрированы в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения.
“Мы продлеваем график работы, увеличиваем штат регистраторов” - "Укргосреестр"
Начальник регистрационной службы города Харькова Олег Дробот уверяет, что с начала года через их структуру уже прошло более тысячи харьковчан. Огромные очереди к регистраторам начальник "Укргосреестра" связывает с отказом БТИ в конце прошлого года брать на регистрацию документы.
"На сегодняшний день БТИ осуществляет функцию проведения технической инвентаризации и изготовление технических паспортов на недвижимость. Так как существовал переходный период и в конце года БТИ оказывалось брать на регистрацию недвижимость. Поэтому у нас скопилось большое количество граждан, которые не успели по старому законодательству зарегистрировать свою собственность и все эти люди со 2 января пришли к нам. Да, у нас существует наплыв посетителей и по сей день. Мы продлеваем график работы, увеличиваем штат регистраторов на приеме. Могу с уверенностью сказать, что есть тенденция спада очередей. К концу февраля их не будет", - уверен Дробот.
По его словам, прием стандартного пакета документов по расчетам должен составлять от 20 до 30 минут.
"Этого времени достаточно, чтобы принять то количество людей, которое к нам приходит - около 100 человек в день. Но реестр очень сложный и нужно, как говорится, набить руку. Когда граждане привыкнут к новой системе, поймут что, где и как делать, все ускорится",- уверен Дробот.
По его словам, на сегодняшний день основным документом, который регулирует оформление недвижимости, является закон Украины "О регистрации личных прав на недвижимое имущество", в котором указаны все основные положения, перечень документов, сроки, полномочия и т.д. Также существует специализированный документ -постановление Кабинета Министров Украины "Про порядок государственной регистрации на недвижимое имущество".
Также Дробот отметил, что регистрацией земельных участков будут по-прежнему заниматься органы, которые занимаются ведением государственного земельного кадастра. После регистрации земельных участков в земельной базе граждане также смогут оформлять свои права в новом реестре в регистрационной службе.
"Все права на недвижимость, зарегистрированные до 1 января 2013 года в соответствии с законодательством на тот момент, признаются государством и дополнительной перерегистрации не требуют. То есть, если все права были зарегистрированы в старых реестрах, то в новый их в обязательном порядке переносить не нужно. Это сделает за граждан нотариус в случае, если человек захочет продать, поменять или подарить свою недвижимость. Сейчас сделано все, чтобы искоренить мошенничества. Сейчас после проведенной сделки недвижимость сразу регистрируется на нового собственника. Также было 4 реестра. Приходилось проверять и собирать информацию по ним. Сейчас все консолидировано и централизовано", - пояснил Дробот.
“Всеми полномочиями регистрации недвижимости наделены нотариусы” - юрист
Нотариусы уполномочены проводить государственную регистрацию прав собственности перед совершением сделок купли/продажи, дарения и др. в случаях, если регистрация такого права собственности была проведена до 1 января 2013 года, а также госрегистрацию тех прав на недвижимость, возникновение которых удостоверяется нотариально.
Юрист Олег Туев, говорит о том, что главная работа возложена теперь на нотариуса, который именно в момент свершения сделки, согласно законодательству, регистрирует права собственности на недвижимое имущество.
"Отныне всеми полномочиями регистрации недвижимости наделены нотариусы, как государственные так и частные. Вся работа, проводимая нотариусом сегодня, условно делится на три части: регистрация права собственности в новом электронном реестре (открытие раздела, куда вносятся данные об объекте имущества), затем совершение сделки и последний этап - регистрация права собственности за покупателем. Если клиент первичную перерегистрацию уже осуществил в регистрационной службе, то проведение сделки займет совсем мало времени. Все документы, которые предоставляют стороны нотариусу, как регистратору, формируются в учетное дело, а оно в свою очередь передается в регистрационную службу на хранение в день осуществления сделки».
Впрочем, пока нотариусы от сделок отказываются. Хотя и прошли обучение в Министерстве Юстиции, но рисковать не хотят. К тому же, теперь оплата нотариуса будет проводиться через банковские счета. И, по мнению последних, для покупателей сумма вырастет в два раза. Если раньше оформить квартиру стоило порядка 1500 тысяч гривен, то теперь нужно рассчитывать на 2000 -3000 гривен.
“Мы открываем инструкцию и учимся” - нотариусы
Сделки проходят, говорят нотариусы. Приходят люди с документами, паспортами и все оформляется.
“Мы открываем инструкцию и учимся. У нас есть учебная программа, которая похожа на настоящую,но в ней можно допускать ошибки и т.д, не вредить при этом реестру. Ведь если кому-угодно дать в руки новую программу - ему нужно в ней разобраться. Управление Юстиции организовывало учебу. Все нотариусы в обязательном порядке ее проходили. Обучались 2 дня, но вопрос в том, что кто-то “схватил на лету”, а большинство разбирается уже на практике. Система не простая, но и не сложная”, - говорит частный нотариус Анна.
По ее словам с начала года она уже оформила порядка 10 сделок купли-продажи недвижимости. Для клиентов оформить недвижимость стало дороже в два раза, рассказывает нотариус. Если раньше в среднем сумма была около 1000 гривен, то сейчас это стоит порядка 2000-2500 тысячи гривен. Появилось около 15 различных платежей.
“Нам немного проще” - застройщики
“По первичному рынке мы больших проблем не ощущаем. Нам немного проще. Там где были дома введены в эксплуатацию и собственники не успели оформить квартиры - мы сейчас помогаем им оформить право собственности до регистрации недвижимости. Есть определенные проблемы при работе электронных реестров, но это вопрос технический. К концу января он стал решаться”, - говорит директор компании «Авантаж» Евгений Иосилевич
Впрочем, некоторые харьковские застройщики сообщили СтройОбзору, что из-за новых правил регистрации продажи у них остановились. И это несмотря на то, что покупатели есть и готовы покупать квадратные метры.
Застройщики уже провели встречи с руководством вновь созданной государственной регистрационной службы . Проблемы, которые обсуждались касаются нескольких моментов. Так застройщики уверены, что одна очередь как для юридических лиц, так и для физических создаёт проблему очереди и долгого ожидания . Также уверяют, что отсутствует перечень необходимых документов для юридических лиц, которые надо сдавать для регистрации прав собственности. Также из-за отсутствия необходимой регистрационной базы, собранной ранее в БТИ, получение извлечения из реестра прав собственности на недвижимость, зарегистрированную в прежний период, возможно только проведя фактически новую регистрацию права собственности, а потом проводить отчуждение имущества. Регистрацию прав собственности на вновь созданную недвижимость производят только в гос. регистрационной службе, а последующие перепродажи возможно производить через нотариусов.Еще застройщиков волнует тот факт, что не получен утвердительный ответ по применению договора купли –продажи имущественных прав для продажи квартир в строящихся домах
Прогноз аналитиков.
Аналитики говорят как о преимуществах новых правил регистрации недвижимости, так и о недостатках.
"Один из плюсов - переход прав собственности на объекты вторичного рынка недвижимости будет проходить без участия БТИ, что значительно сократит время сделки. Нотариусы, как государственные, так и частные, одновременно удостоверяют сделку, регистрируют права собственности и выдают все необходимые документы. Еще одно важное преимущество новых правил регистрации – отсутствие обязательного требования узаконивать перепланировку квартиры по обоюдному согласию продавца и покупателя. Если в ходе договоренности о купле/продаже обе стороны понимают, что проведенная ранее перепланировка в будущем не создаст проблем покупателю, то нет и необходимости обращаться в БТИ с запросом на получение дополнительной информации", - говорит аналитик рынка недвижимости Наталья Долгова.
По ее мнению, проблема может возникнуть в тех случаях, когда покупатель желает получить информацию о проведенной перепланировке с внесением изменений в технический паспорт. Недостатки также есть, уверяет Долгова. Но часть из них со временем потеряют актуальность, после того, как информация будет перенесена в Единый реестр.
"Действительно, нотариусам понадобится какое-то время для переноса данных из нескольких «старых» реестров в новый Единый реестр. Но и сегодня можно сократить процесс оформления сделки в день её проведения, выполнив поиск и перенос заранее. Основной недостаток - закон не дает ответа о возможности легально получить заключение о техническом состоянии объекта и его соответствии строительным нормам, если была проведена перепланировка, как это отразилось на состоянии конструкций и безопасности. В таких случаях, можно будет привлекать либо независимых экспертов, имеющих лицензию на проведение экспертиз, либо обращаться в БТИ, ссылаясь на приказ № 658 Минрегионстроя, аргументируя необходимость проведения инвентаризации объекта, где была проведена реконструкция или капитальный ремонт", - говорит Долгова.
Что касается мошенничества, коррупции и злоупотреблений неинформированностью граждан, то от этих «недостатков» украинцы не были застрахованы и до принятия новых правил регистрации имущества, уверен аналитик. А вот внедрение новых современных информационных технологий в процессы управления собственностью - попытка сделать информацию о рынке доступной и более прозрачной.